Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

 

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Современные книги по педагогике несут в себе немалое количество информации, в которых может запутаться родитель, находящийся в поиске идеальной модели для воспитания гармонично развитого ребенка. В то же время повышенным спросом, причем не без оснований, пользуется программа развития ребенка, разработанная специалистом итальянского происхождения, Марией Монтессори. Программа, в которую включены знания современной психологии, продвигается в разнообразных детских учреждениях. Есть ли какой-то особенный секрет столь повышенного спроса?

Историческая справка

Основательница методки – первая женщина в Италии, которой удалось стать врачом. Мария смогла создать специальный курс реабилитации.

В середине 70-х годов 20 века открылся «Дом ребенка», который принял абсолютно здоровых детей дошкольного и школьного возраста. Именно специалисты данной организации стали новаторами, опробовавшими новоявленную методику.

Спустя время программа завоевала популярность у населения. Монтессори прочитала немало лекций, собрала накопленные знания, написала пособия. Во всех мировых странах открылись особые учебные заведения дошкольного типа, специалисты которых применяли эту программу.

Суть методики Монтессори

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Немаловажный аспект программы – воспитание у ребенка самостоятельности. Родители и педагоги обязаны быть особенно внимательны к интересам крохи, чтобы обеспечить достойные условия для его развития.

Основные нюансы:

  • Проведение занятий в особой обстановке, разделенной на специальные зоны.
  • В группах присутствуют как дети дошкольного, так и школьного возраста. Происходит обучение одних детей помощи маленьким, другие получают полезные навыки от старших товарищей.
  • Специалистам крайне не рекомендуется что-либо навязывать малышу. Он должен выбрать интересные занятия сам (игры с куклами, раскрашивание). Стоит учитывать, сколько времени затрачивает кроха на занятия, предпочитает играть один, с друзьями.
  • Не нужно считать, что данный уклад занятий подразумевает отсутствие дисциплины.

Детям объясняют необходимость соблюдения следующих правил:

 

  • Действия, которые ребенок способен сделать своими силами, он может сделать без помощи воспитателя или родителя. Это позволит развить у него независимость, креативность, самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели.
  • Дети обязаны уважать тишину, не мешая другим. Если возникла потребность выплеснуть эмоции, снять агрессивность, можно пройти в специальное помещение.
  • Все игровые изделия, наглядные пособия, малыш приводит в порядок, складывает и откладывает на место. Это позволит развить в ребенке почтение к труду людей.

В чем уникальность занятий по Монтессори?

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В детских центрах группы разделены на несколько зон с наполнением различными дидактическими пособиями. Столь детальное зонирование позволяет воспитателям организовать особое пространство, сохранить порядок и способствует лучшей ориентации детей в ассортименте представленных материалов. Что же выходит в эти зоны?

  • Практика. Дети осваивают элементарные навыки, которые пригодятся в быту. Малыши (с 1 года до 3 лет) прибирают помещение с помощью веника, застегивают и расстегивают пуговицы, застежки, одевают и раздевают кукол. Дети (с 3 до 8 лет) занимаются чисткой обуви, стиркой, глажкой одежды, мытьем и нарезкой фруктов, а также полированием металлических предметов.
  • Сенсорика. В ней содержатся изделия, различающиеся разными параметрами. Игра с предметами позволяет развить у ребенка мелкую моторику, тактильные ощущения, память и внимание.
  • Математика. Состоит из материалов, помогающих ребенку освоить счет, ознакомиться с математическими символами, фигурами из геометрии, представленных в виде специальных моделей. Более взрослые дети могут изучить математику благодаря счетам, деревянным дощечкам с примерами вычислений, набором фигур, дающих представление о дробях. При решении подобного рода заданий у малыша развивается абстрактное мышление, воспитывается усидчивость.
  • Языки. В ней расположены пособия, которые помогут малышу изучить буквы и слоги, расширить его словарный запас. Здесь можно найти вытесненные буквы, картинки «Кто это?», «Что это» для самых маленьких. Набор печатных и прописных букв, книги о начальных словах для детей старшего возраста. Это позволит обучиться письменности.
  • Космос. В ней малыш может узнать об устройстве Вселенной, особенностями природы, культурными традициями жителей других стран. Дети помладше могут изучить представителей животного мира благодаря различным фигуркам, в то время как дети постарше рассматривают представленный ассортимент минералов, изучают карты.

Аргументы против данной теории

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Главный плюс программы – самостоятельное развитие ребенка, в которое практически не вмешивается родитель или воспитатель. Если рассматривать минусы, то среди них можно выделить следующие:

  • Большая часть пособий служит для формирования мелкой моторики, логического и аналитического мышления. Творческий потенциал и эмоциональный интеллект при этом не развиваются.
  • Отсутствие игры, включающей в себя движения, сюжетную линию. Автор поясняет, что они лишь затормаживают когнитивное развитие ребенка. При этом психологи давно доказали, что в дошкольном возрасте именно игра – ведущий вид деятельности, позволяющий ребенку познавать окружающую среду, межличностные отношения.
  • Психологи рекомендуют родителям детей, отличающихся застенчивостью и замкнутостью, хорошо подумать перед тем, как предпочесть для ребенка именно данную методику. Она основана на самостоятельности малыша, в то время как неуверенный в себе кроха не сможет попросить о помощи.
  • Демократичная атмосфера, которая царит в группах по данному методу развития, не способствует легкой адаптации ребенка в традиционных детских садах и школах.

На сегодняшний день нет центров и образовательных учреждений, которые бы полностью практиковали программу Монтессори в ее первоначальном виде. Специалисты современности взяли из нее самые основные моменты, добавив к ним собственные разработки.

Главный плюс методики Монтессори

Методику раннего воспитания можно назвать интересной и уникальной. Дети, которые посещали учреждения, практикующие данную методику, отличаются уверенностью в себе, самостоятельностью, умением решать бытовые проблемы. Они способны отстоять мнение, но и могут нести ответственность за действия.

Выводы

Ребенок способен стать гармоничной и успешной личностью. Самая главная задача взрослого – помощь крохе в раскрытии его потенциала, обучение самостоятельности при знакомстве с окружающим миром. Оно может состояться лишь через накопленный опыт, полученный с помощью мыслей, чувств, действий.

В игре с разработанными изделиями, у ребенка происходит формирование мелкой моторики, зрительно – моторной координации, совершенствование и точность двигательной функции, сенсорное развитие.

Малыш ощущает себя «большим», который способен совершать простейшие манипуляции. Это способствует повышению самооценки, что приводит к появлению уверенности в себе. Данный аспект важен не только в детстве, но и во взрослой жизни, что позволит достичь успехов и не потерять веру в собственные силы.

Воспитание по Монтессори: плюсы и минусы (видео)

 

 

Написать ответ